Муниципальное бюджетное 
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
 

поиск по сайту   

Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

 

 

 

Авторизация
Регистрация

Педагог-психолог

Конфликтное поведение ребенка в семье

Как физическая боль является сигналом каких-то неполадок в организме, так и плохое поведение детей говорит о том, что родители допустили какую-то ошибку в воспитании или просто у ребёнка возникли определённые сложности и проблемы. Поэтому детские капризы и шалости – это не повод для криков и наказаний, а в первую очередь повод для мудрого родителя задуматься о том, что случилось с его чадом.  Для начала необходимо выявить истинную причину непослушания и плохого поведения. Конечно, в большинстве случаев таких причин будет несколько, и тем не менее одна из причин всегда доминирует, и выявить её будет довольно просто.

 

Привлечение внимания

Когда ребёнок пристаёт с нескончаемыми назойливыми вопросами, капризничает или демонстративно не выполняет наших просьб, вынуждая обращаться к нему повторно, – знайте, таким образом он пытается привлечь к себе внимание. Это верный признак того, что ему не хватает родительской заботы и участия. Именно с вниманием отождествляют дети любовь, и чем меньше внимания мы им уделяем, тем менее любимыми они себя ощущают.

Упрямство и настаивание на своём

Если ваш ребёнок упирается, бунтует, не хочет подчиняться, постоянно перечит родителям – это скорее всего означает то, что вы слишком на него давите. Именно чрезмерный родительский или педагогический  контроль может стать причиной такого поведения детей. Причём давление на ребёнка можно оказывать не только криками, наказаниями и принуждениями, но и более «мягкими» способами: грустными вздохами, разочарованными гримасами, уничижительным взглядом. Все эти признаки неодобрения – это ни что иное, как непринятие ребёнка, внушение ему мысли о его неполноценности. Именно такое родительское поведение внушает детям мысль о том, что человек хорош только тогда, когда ему что-то удаётся, когда он «Победитель». Поэтому дитё будет пытаться самоутвердиться, в том числе посредством несоблюдения родительских предписаний. И этим он словно будет говорить: «Хорошим вы меня любите, а полюбите ли плохим?»

 

 

Месть

Месть – это ни что иное,  как возвращённая боль. То есть, таким образом ребёнок может ответить на унижение или другую нанесённую ему обиду. Не обязательно родители специально причиняют боль ребёнку, нет. Это может произойти без нашей на то воли, не специально. Слова, брошенные нами второпях, без злого умысла могут запасть в детскую душу. Например, «Мал ещё, чтобы это понимать!», «Не мешай!» и т.д. Такое же воздействие могут возыметь и невербальные способы принижения ребёнка: укоризненные взгляды, отказ в поцелуе или объятиях и др.

Кстати, бывает и так, что дети мстят за нанесённую им боль и унижение не самому обидчику, а другому человеку. Скажем, обидели ребёнка во дворе или детском саду, а   он сорвётся на маме или на младшей сестре. Либо наоборот. Главное понимать, что такое поведение детей не является нормой, это ни что иное как способ высвобождения негатива, происхождение которого нужно выяснить. Ведь носить в себе боль тяжело, не стоит осуждать ребёнка за месть, а перво-наперво устранить первопричину.

Уклонение от действия

Такие дети излишне пассивны, не мотивированы, а родители постоянно твердят им: «Ну что ты такой инертный? Тебе что, ничего не надо, ничего не хочется?» Вполне возможно, что так и есть. И причина такого состояния может крыться в неуверенности и низкой самооценке ребёнка, в формировании которой родители играют первостепенную роль. Например, ребёнок рос болезненным, в результате чего его чрезмерно опекали. А гиперопека приводит именно к таким последствиям: уклонению от активных действий и ответственности за что-либо.

    Общие рекомендации сводятся к тому, что не стоит реагировать привычным образом. Чем больше взрослый не доволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели, тем больше он уверен в удобстве такого метода решения проблем, как непослушание. И в следующий «акт» непослушания ребёнок будет агрессивнее.

    Если идет борьба за внимание, то не нужно оказывать внимание сразу в ответ на непослушание, тут скорее стоит проигнорировать ребёнка в момент непослушания. Увидев, что «плохое» поведении не принесло нужного результата, ребёнок вскоре перейдёт к «мирным» способам завоевания внимания. И тут Вам просто необходимо отреагировать. Придумайте какие-нибудь совместные занятия, игры, прогулки.

    Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка – дайте ему свободы, хотя бы чуть-чуть. Хоть и говорят, что умные учатся на чужих ошибках, но всё равно – лучше раз наступить на грабли лично, чем слушать рассказы об ощущениях от других (в пределах разумного, разумеется). Поймите – Ваш ребёнок - это обособленная личность, имеющая право делать некоторые вещи по-своему.

    Наконец, если непослушание – это месть за нанесенную обиду, задумайтесь, чем Вы могли обидеть своего ребёнка. Поняв причину, постарайтесь исправить ситуацию. Детские обиды, зачастую, имеют очень незначительное основание, поэтому устранить их будет достаточно легко.

    Последний случай – это непослушание, как реакция ребёнка на собственную неуверенность. Помогите ребёнку. Ведь у каждого есть талант, который можно раскрыть. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Пусть маленькие удачи проложат Вашему ребёнку путь к его новым достижениям. В момент совершенствования самомнения ребёнка его нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех.

    Как видите, почти все способы нейтрализовать негативное поведение ребёнка основаны на вашей работе, в том числе, и над собой. Научитесь понимать ребёнка, и он непременно будет понимать Вас.